4 июня 2014 г.
6 июня исполнится 30 лет игре "Тетрис", и специально к юбилею The Guardian публикует воспоминания причастных к ее созданию людей. "В начале 1980-х я работал в компьютерной лаборатории Академии наук СССР, занимался искусственным интеллектом, - вспоминает создатель "Тетрис" программист Алексей Пажитнов. - Это было одно из немногих советских учреждений, способных поддерживать связь с остальным миром, так что нам иногда присылали новое оборудование. Мы оценивали его производительность с помощью простеньких программ, и это стало моим оправданием для создания игр".
Пажитнов с детства любил головоломки, особенно игру пентамино: "В 1984 году я вдруг понял, что она может стать отличной основой для компьютерной игры. Но вращать 12 фигур в реальном времени казалось чересчур сложным, поэтому я упростил ее до тетрамино, где фигур всего 7. Кроме того, российский компьютер "Электроника-60", на котором я писал "Тетрис", не обладал нужной графикой: его монитор мог отображать только текст, поэтому фигуры я сделал из букв".
Всего на создание "Тетрис" у программиста ушло около трех недель. "Я делал вид, что ищу уязвимые места в программе, но на самом деле просто не мог оторваться от игры. Как и все остальные, кто пробовал в нее поиграть", - рассказывает Пажитнов.
Пажитнов не продавал свое изобретение зарубежным компаниям, опасаясь неприятностей. Однако кто-то вывез копию игры в Венгрию, и западные фирмы начали продавать пиратские версии. Вскоре началась перестройка и Пажитнов на 10 лет передал свои авторские права правительству, повествует издание.
По его словам, песню "Коробейники" для игры выбрала американская компания Spectrum HoloByte, а мелодию из балета Чайковского "Щелкунчик" - Nintendo. "Мне очень стыдно - теперь дети всего мира, как только слышат эти композиции, вопят: "Тетрис! Тетрис!" Это не очень хорошо для русской культуры".
"Поначалу я много денег не получил, но был доволен, потому что важнее всего было видеть, что людям моя игра нравится. "Тетрис" появилась рано и сыграла важную роль в преодолении комплексов перед компьютерами, которые пугали непрофессионалов, привыкших к ручке и бумаге. То, что на мониторе могло появится нечто столь простое и красивое, уничтожило этот барьер", - цитирует создателя игры Хоуд.
"Когда я впервые увидел "Тетрис" в январе 1988 года на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе, я сразу на нее запал, что для меня необычно", - рассказывает Хэнк Роджерс, закупавший в то время лицензии на видеоигры для японского рынка. Он сразу купил у компании Spectrum HoloByte права на "Тетрис" для всех устройств, однако выяснилось, что ее головная компания Mirrorsoft уже продала часть прав другой фирме.
Чтобы закрепить за собой права на выпуск "Тетрис" для Game Boy, Роджерс решил направиться в Москву и уладить вопрос напрямую с "Электроноргтехникой" (ЭЛОРГ). "Директор ЭЛОРГа Беликов заявил мне, что они не продавали никому никаких прав. Я по уши влип, потому что распорядился изготовить в Японии 200 тыс. картриджей с игрой по цене 10 долларов каждый под залог всего имущества родителей жены", - вспоминает бизнесмен. Однако в итоге советская сторона решила передать предпринимателю права на выпуск игры для игровых приставок.
В заключение The Guardian приводит слова Роджерса: "Тетрис" создал Game Boy, а Game Boy создал "Тетрис". Это была идеальная платформа для игры, поскольку ее можно было всюду носить с собой. Так она и стала модной. А на мобильных устройствах ее популярность еще выше".