26 февраля 2009 г.
С 21 января по 11 мая 2009 года в токийском музее науки и технологий Miraikan проходит выставка "Хиро Ивата: создания Доктора Необычность". Среди экспонатов — новый робототехнический "бесконечный пол" Robot Tiles, позволяющий человеку не только ходить на своих двоих по дорогам виртуального мира, но и, впервые, подниматься (и спускаться) по не менее виртуальным лестницам.
Эта система построена в лаборатории виртуальной реальности университета Цукубы (VR Lab), которую возглавляет профессор Хиро Ивата (Hiroo Iwata).
Ранее эта лаборатория создала простой бесконечный пол — набор плиток роботов, споро подкатывающихся под ноги идущему человеку, сменяющих друг друга и не позволяющих "путешественнику в виртуальность" сойти на пол комнаты или упереться в её стены.
Нынешние робототехнические плитки являются развитием того проекта. Они получили небольшое, но очень важное усовершенствование: поднимающуюся и опускающуюся опору, позволяющую по мере необходимости имитировать лестничный марш.
По мере мнимого восхождения человек шагает вверх на поднятую плитку, которая плавно опускается под ним, пока он заносит вторую ногу для шага. А там уже подъезжает вторая плитка и так далее. Собственно работа системы (а также действие предшествующего комплекса) хорошо видны в этом ролике.
Robot Watch раскрывает некоторые детали новинки. Так, поперечник подвижных плиток теперь составляет 28 сантиметров, вместо 57 в прошлом проекте. Это позволяет оперативнее менять кусочки дорожки при перемещении человека в разные стороны. В то же время — площадка достаточна, чтобы встать на неё обеими ногами.
При включении функции лестницы нужно, чтобы человек весил не более 80 килограммов, да и в "плоском" режиме плитки поднимают немногим больше. Но это, согласитесь, не очень жёсткое ограничение, как и необходимый запас пространства для манёвра плиток — 5 квадратных метров. Так что Robot Tiles можно будет использовать не только в музейных залах, но и в интернет-кафе, к примеру, а то и дома.
Про предельную скорость работы ничего не известно, но, судя по видео, существенных изменений тут не случилось — темп ходьбы пока недостаточен, чтобы расхаживать по виртуальной вселенной без запинки. Но отрадно, что эта концепция движется вперёд, пусть обещанного несколько лет назад "прорыва" в системах виртуальной реальности бесконечный пол так и не принёс. Может, третье поколение плиток будет достаточно совершенным для массового внедрения?