10 октября 2016 г.
Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть коллекцию золота из Нидерландов в Крым. Интересы крымских музеев представляет специально нанятая международная юридическая компания. Несмотря на прикрепившийся к коллекции ярлык "скифское золото", представленные в экспозиции драгоценности из Крыма никакого отношения к скифской эпохе не имеют, выяснил корреспондент РИА Новости (Крым).
Золото из-под матросского молота
По словам доктора исторических наук, директора благотворительного фонда "Деметра" Виктора Зинько, в коллекции представлено "большое количество изделий, относящихся к боспорским городам, к Херсонесу, много предметов из золота, которые относятся к позднесарматским племенам, готским племенам, и нет ни одного предмета, который можно было бы отнести к эпохе скифов".
В комментарии радио "Спутник в Крыму" ученый подчеркнул, что все скифские предметы из золота были представлены находящимся в Киеве Музеем исторических драгоценностей Украины на территории Киево-Печерской лавры, куда по завершении выставки и были возвращены.
Что же касается золотых изделий скифской эпохи, то впервые в Крыму они были обнаружены осенью 1830 года во время раскопок кургана Куль-Оба вблизи Керчи.
"Это событие является одним из основных для античной археологии Крыма и всего юга России, потому что осенью 1830 года впервые был открыт и исследован неразграбленный богатый комплекс погребальный, который в настоящее время датируется концом пятого и началом четвертого века до нашей эры, — говорит историк. — Тогда Россия, да и вся просвещенная Европа, впервые узнала, что при археологических исследованиях можно находить очень интересные богатые комплексы — тогда еще не было известно золото Шлимана, не было золота Картера (в гробнице Тутанхамона — ред.). Это было первое в Европе открытие такого погребального комплекса. Многие его обстоятельства и количество золотых предметов, которые были там найдены, до сих пор не известны, хотя скоро будет 200 лет со дня открытия".
По словам Зинько, до сих пор комплекс находок "не обработан на современном уровне". И если пару лет назад вышла монография о предметах, которые хранятся в Государственном историческом музее в Москве, то полного описания тех предметов, что находятся в Государственном Эрмитаже, нет до сих пор, сетует ученый.
"А был склеп открыт совершенно случайно, — рассказывает историк. — Матросы были посланы за околицу тогдашней Керчи. В настоящее время этот холм находится практически на границе с Керчью, на выезде из города в сторону Феодосии, и, как большинство керченских курганов, представляет собой естественный холм, останец древней горы, на которой была насыпана насыпь. Туда были посланы матросы, чтобы наломать камни для строительства казарм. Во время такой добычи камня они просто-напросто провалились в склеп. Потом приехал туда французский археолог Поль Дюбрюкс. Курировал раскопки сам градоначальник Стемпковский (Иван Стемпковский, градоначальник Керчи в 1828-1832 годах, один из основателей и организаторов Керченского музея древностей и Одесского историко-краеведческого музея — ред.). Он был одним из родоначальников российской классической археологии, потому что Керчь – то место, где зародилась и становилась российская классическая археология. Они провели раскопки, буквально в течение трех дней расчищался этот склеп, вынимались золотые изделия, делались зарисовки, после этого работы прекратились. Когда они были прекращены, туда проникли грабители, подняли каменные плиты пола погребальной камеры и нашли еще одно погребение".
Жена Ющенко, София Ротару и другие: кто мог себе позволить "скифское" золото
По словам Зинько, один исследователь пишет о том, что в этом кургане было найдено более 8 пудов (около 131 кг — ред.) золотых изделий.
"Если читать рапорт градоначальника Керчи Стемпковского, он пишет о том, что было найдено порядка восьми фунтов золотых изделий, то есть это примерно 3,3 килограмма, — говорит эксперт. — На самом деле неизвестно, сколько было найдено. Часть изделий все-таки Стемпковскому удалось выкупить у местных антикваров, в том числе знаменитую бляху в виде лежащего оленя, на которого нанесены изображения различных зверей. Сейчас эта бляха стала эмблемой Керченского историко-археологического музея. Она хранится в Эрмитаже".
Ссылаясь на "местные источники" того времени, Зинько рассказал, что в честь большой находки в Керчи для дворянского общества и градоначальника Стемпковского была поставлена трагедия Жана Расина "Митридат".
"Все знатные дамы, жены чиновников пришли на это театральное представление, украшенные золотыми украшениями из этого кургана. То есть все, что было найдено, было продано в Керчи, в Одессе — богатые люди могли это купить и в качестве брошей и серег носили", — уточнил он.
Надо отметить, что по прошествии почти двух веков тяга дам из высшего общества к античным ювелирным изделиям остается неизменной. В январе 2005 года украинские СМИ сообщили, что на церемонии инаугурации Виктора Ющенко его супруга Катерина Чумаченко-Ющенко приколола к своему бордовому платью древнегреческую фибулу — украшение, которым пару с половиной тысячелетий назад скрепляли платье на плече, — а также древнегреческие золотые сережки и ожерелье из коллекции украинского мецената и бизнесмена Сергея Платонова.
Обвешанной драгоценностями скифских и сарматских царей предстала в клипе на песню "Одна калина" певица София Ротару. По данным СМИ, на певице, в частности, красовались ожерелье "Бабочка", браслеты, серьги и кольца, выполненные из золота, стекла, граната и сердолика, принадлежавших династии скифских царей I века до нашей эры.
А осенью 1830 года, когда были найдены сокровища кургана Куль-Оба, на юге России бушевала холера, и в Санкт-Петербург не смогли вовремя доставить донесение о находке, рассказал Зинько.
"Только через полтора месяца государь император Николай I узнает об этой находке, и не от генерал-губернатора, графа Воронцова (Михаил Воронцов, в 1823-1854 годах новороссийский и бессарабский генерал-губернатор — ред.), а от начальника Генерального штаба. Археологией императоры российские всегда интересовались, — отмечает историк. — Обычно какие-то небольшие вещи, дуплеты оставались в Керченском музее, а все самое ценное увозилось в императорский Эрмитаж. В этом случае император Николай I оставил в Керчи всего лишь два небольших грузовых сосуда, все остальное золото было забрано".
Император потребовал срочно доставить золотые предметы в Эрмитаж, где он мог бы их осмотреть. Вначале особо ценный груз хотел сопровождать градоначальник Стемпковский, но он не мог оставить город из-за эпидемии. Не получилось отправить с находками и археолога Дюбрюкса.
"И поэтому поехал молодой человек Дамиан Карейша, который тогда возглавлял канцелярию градоначальника и, как пишут источники, бойко владел языком, — рассказывает Зинько. — И он так лихо отрапортовал императору Николаю I об этих раскопках, что получилось так, как будто он лично практически все эти вещи раскопал, на что император подарил ему кольцо с гранатом стоимость порядка более 500 рублей и пожаловал 2 тысячи рублей на дальнейшие раскопки, то есть по сути его назначил главным исследователем курганов".
С тех пор, по словам ученого, в Керчи началась золотая лихорадка, когда два чиновника (Карейша и Антон Ашик — ред.) получали на три года для раскопок определенные участки земли, на которых находились курганы.
"Технология раскопок была очень далека от современной. Если не находилось погребение, курган просто оставляли, и раскопщик шел дальше. Очень часто на раскопках ни Ашик, ни Карейша сами не присутствовали, — поясняет историк. — В основном нанимались урядники, бригадиры из числа керченских жителей, и они уже сами набирали для себя рабочих, которые впоследствии развили там печально известный промысел. Так называемые "счастливчики" в отсутствие археологов раскапывали погребальные комплексы, и это золото активно продавалось в антикварных лавках Керчи, в Одессе, в Петербурге".
Куда "разбрелось" золото из крымских курганов
Что касается музейной судьбы артефактов, то проще назвать крупные музеи, где нет золотых изделий из крымских курганов, подчеркнул Зинько, чем те, где они есть.
"Есть в Берлинском археологическом музее, в Лувре целых три зала, так называемые залы Месаксуди, последнего министра культуры правительства Врангеля, в Британском музее есть, я даже видел предметы из Пантикапея в музее Поля Гетти в Лос-Анджелесе, в Кельне, в Варшаве, — отметил ученый. — В Киеве тоже хранятся. В 1960-х создавался музей — золотая кладовка по примеру Ленинграда и Москвы. В Киево-Печерской лавре был создан музей, куда со всех музеев Украинской Республики свозились предметы, и в то время большое количество предметов было вывезено из Крыма. Из Керченского музея древностей практически все предметы были вывезены, в том числе крупная находка 1964 года: погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота".
РИА Новости (Крым)